Сегодня стали появляться заметки о начале Брусиловского прорыва, в результате которого были разгромлены войска Германии и Австро-венгрии. Вот именно с такой формулировкой. Да действительно прорыв, который назывался Луцкий, был начат 22 мая по старому стилю. Но вот только писать о том, что «войска Германии и Австро-венгрии были разгромлены» слишком совершенно не верно. Была разбита часть войск. Развить наступление дальше не удалось из-за усталости армии и не менее тяжёлых потерь, чем у австро-венгров. Да и стратегические выгоды получили в первую очередь союзники, которые смогли поправить дела на своих фронтах.
Надо отдать должное и нашим военным, которые сумели оттеснить противника на сотни километров. Но нельзя судить о войне по одной пусть и успешной операции. Россия не могла выдержать затяжную войну хотя бы потому, что была технически не готова к ней. Но были и другие проблемы. Любителям хруста французской булки, прежде чем повторять перестроечные мифы рекомендую выслушать мнение самого Брусилова, которое он отразил в своих воспоминаниях:
«Можно ли было при такой моральной подготовке к войне ожидать подъема духа и вызвать сильный патриотизм в народных массах?! Чем был виноват наш простолюдин, что он не только ничего не слыхал о замыслах Германии, но и совсем не знал, что такая страна существует, зная лишь, что существуют немцы, которые обезьяну выдумали, и что зачастую сам губернатор – из этих умных и хитрых людей. Солдат не только не знал, что такое Германия и тем более Австрия, но он понятия не имел о своей матушке России. Он знал свой уезд и. пожалуй, губернию, знал, что есть Петербург и Москва, и на этом заканчивалось его знакомство со своим отечеством. Откуда же было взяться тут патриотизму, сознательной любви к великой родине?!
Не само ли самодержавное правительство, сознательно державшее народ в темноте, не только могущественно подготовляло успех революции и уничтожение того строя, который хотело поддержать, невзирая на то что он уже отжил свой век, но подготовляло также исчезновение самой России, ввергнув ее народы в неизмеримые бедствия войны, разорения и внутренних раздоров, которым трудно было предвидеть конец».
В этом смысле, изучение в школе реальной, очищенной от мифологии и вкраплений «покаянчества» истории России предельно необходимо. Историческое достоинство нужно воспитывать в каждом гражданине сызмальства. И тогда генералы будут писать о наших временах другие воспоминания.