bav_eot (bav_eot) wrote,
bav_eot
bav_eot

Год культурной войны. Выставка "Ниже Нижнего" в Ижевске.

Оригинал взят у nihga в Год культурной войны. Выставка "Ниже Нижнего" в Ижевске.
Ниже Нижнего. Какой смысл сокрыт в этих словах? Какой, кроме буквального (географического), они несут смысл? Ведь какой-то же несут? Тем более что это название выставки современного искусства, созданной по одноимённой книжке о городках Поволжья и ездящей по стольным городам областей и республик этого самого Поволжья. Сначала были Казань и Киров и вот теперь – Ижевск. Так к какому же «ниже нижнего» нас приглашают приобщиться?
afisha-nizhe_nizhnego-izh-2014
Как видим из афиши, данный арт-проект  путешествует  по Поволжью под патронажем Минкульта РФ, а у нас, в Ижевске, ещё и под патронажем нашего, Удмуртского Министерства культуры, печати и информации. Плюс, конечно, все остальные (фонды и центры), но нам важно зафиксировать то, что данная «художественная выставка», как честно говорится на афише, проводится при поддержке государства, т.е. фактически за счёт налогоплательщиков, или говоря прямо – за наш с вами счёт.

Так что же везёт нам для нашего «культурного» развития Минкульт РФ под руководством В. Мединского в объявленный президентом В.В. Путиным «Год культуры в России в 2014 году»? Уже на афише сказано об этом очень много – чёрные дыры вместо голов на фотографии конца XIX начала XX века (я так понимаю, взято какое-то типичное фото того периода жизни тогдашнего Поволжья), согласитесь впечатление сильное, и далеко не позитивное… Сие всё – далеко не случайно (и это явная адресация к тому, что тогдашняя как бы «благая» действительность, уничтожена затем т.н. «чёрной дырой» Советского периода – но об этом подробнее ниже…).

Теперь, собственно к экспонатам. Меховая рыба, угловатые сварные фигурки зверей, картофельные галлюцинации и множество подобных типично вызывающих ощущение внутреннего холода, арт-объектов. Во многие заложен откровенный издевательский, стёбный подтекст, но остановиться стоит на одном «экспонате», совсем неслучайно сделанном центром экспозиции.

Итак: арт-объект «Третья идея» Евгения Стрелкова. Как утверждает автор идея работы такова: при разработке водородной бомбы в 1950-е годы на закрытом научном полигоне Арзамас-16, занявшем Саровский монастырь, была сформулирована «третья идея». Именно так засекретил её в своих дневниках один из главных разработчиков бомбы академик Андрей Сахаров. Суть «третьей идеи» - использование мощного рентгеновского излучения атомного взрыва для запуска термоядерной реакции в бомбе. В результате серии модельных подземных взрывов на полигоне был повреждён и вскоре разобран Успенский собор бывшего монастыря, иконостас собора был уничтожен.
1BCM52-hVTY
В центре композиции, где по канону деисусного чина, должен помещаться Иисус Христос на престоле, готовящийся судить грешников – пустое место. А близкие, молящие его быть снисходительным и милосердным, запечатлены в виде рентгеновских снимков. Виновником этого несчастья является ядерный взрыв, транслируемый на экране под «Спасом».

Поскольку сам автор великодушно допускает иные, чем у него интерпретации, воспользуемся этим великодушием.

Для начала подробнее о том что такое деисусный чин вообще. Деисусный чин - иконописная композиция с изображением Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна – часть росписи иконостаса православной церкви, первый ряд икон над Райскими Вратами со строгим порядком и сакральным смыслом. В середине – «Спас в силах», или «Спас на престоле». По правую руку его, а для нас это будет слева, Богородица. По левую руку – Иоанн Креститель. Дальше располагаются два архангела: Михаил и Гавриил. Все, кто располагаются по обе стороны Христа, обращены к нему лицом и даже корпусом, вообще обращены к нему. Поэтому чиновой архангел Михаил всегда смотрит, как бы идет слева направо. Архангел же Гавриил справа налево. За архангелами следуют апостолы Петр и Павел: Петр на богородничной стороне, Павел на стороне Иоанна Крестителя.
deisusnyi chyn
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение».

А теперь о настоящем смысле обсуждаемой работы.

Для начала заметим, что даже в «красивой легенде» (идее работы) автора  снова присутствует подчёркнутый антисоветизм. И кроме «трагической» истории разбора Успенского собора после серии взрывов и утраты иконостаса (правда, на официальном сайте Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь не написано, что здания были разобраны именно по этой причине, но может это и действительно так было) из-за происков «проклятых» Советов, как-то «забылось», что при этом было создано оружие, не давшее миру тогда рухнуть в бездну ядерной войны, и до сих пор стоящее на страже мира во всём мире. Т.е. автор изначально с нами не до конца откровенен, только до определённых, нужных ему пределов…

Теперь перейдём непосредственно к арт-объекту. В центре работы (на месте «Спаса на престоле» или «Спаса в силе») – пустота, под нею – ядерный взрыв, т.е. - Спаситель не устоял перед ядерным огнём сотворённым человеком. Выходит, что технический прогресс (его символизирует ядерный взрыв) освободил человечество от ответа перед создателем, и судить такого человека (т.к. деисусный чин символизирует именно Страшный Суд) теперь некому. Верить в пустое место -  бессмысленно, а если учесть, что жалкие останки, на которые некоторые (непосвящённые, в отличие от автора, которых он и просвещает…) ещё молятся, заражены радиацией, то религия не просто бесполезна, но и крайне вредна – от неё нужно избавляться. Просвеченные рентгеном фигуры святых - метафора всепроникающего света, идущего от Спасителя (опять же это не свет от Бога, а рентгеновское излучение… ).  И ещё надо заметить, что к лику святых причисляются сильные духом люди, перенесшие нечеловеческие страдания и не сломленные, а напротив, ставшие сильными через приобщение к Богу, а здесь они изображены, тленными и слабыми (ещё один удар по религии).

Далее – т.к. это всё изображённое это христианские символы – то заражена и подлежит демонтажу именно христианская религия, а т.к. автор взял за основу именно православный деисусный чин – то имеется ввиду ИМЕННО православие. А если кроме того знать, что автор берёт и изображает в таком виде именно часть иконостаса (иконостас – чисто русское православное изобретение) каковою и является деисусный чин, то этим подчёркивается вредность именно русского православия и русской культуры как таковой, т.к. без православной традиции русская культура не существует (т.к. крещение Руси князем Владимиром произошло аж в 988 году).

Т.е. кроме пересмотра метафизических идей православного христианства (обессмысливание идеи устремления человека к Богу, идеи вечной жизни и всепрощения), мы ещё и снова видим активно внедряемую нашими либеральными псевдоисторическими идеологами (Сванидзе, Пивоваров, Млечин, И Чубайс и др.) с перестроечных времён и ещё более активно развиваемую на Западе такими известными русофобами как Ричард Пайпс, Стефан Куртуа, Николя Верт и др. идею о «неправильном и вредном» русском цивилизационном развитии вообще. Только если тогда, в Перестройку (уничтожая СССР), осуждали сталинизм, большевизм и только советский культурно-исторический период («советская ошибка»), то теперь (уничтожая Российскую Федерацию) эти господа идут дальше. Теперь говорится, что советские 70 лет и всё что тогда было создано – это вообще буквально историческая «чёрная дыра» (брат А.Чубайса, И.Чубайс практически прямо так и говорит) и ад кромешный (перевирая при этом всё что можно и замалчивая великие страницы нашей советской истории), и существует «русская ошибка» вообще. Под последней имеется ввиду провозглашение в 1459г, после захвата Константинополя турками, независимости от последнего и учреждение Московского Патриархата Русской Православной церкви (т.н. концепция о переходе до скончания веков главной опоры христианства к Русскому государству «Москва – третий Рим. Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти», т.е. мы с того периода идём «неверным» путём). И именно об этом «третьем выборе» (надо же какая удачная игра слов с этим Сахаровым вышла!) и его последствиях говорит на самом деле автор работы Е.Стрелков, даже собственно, особо не маскируясь!

В общем, мы снова видим активно навязываемую нам философию т.н. «евроцентризма» - т.е. существование единственно правильного столбового пути развития любой цивилизации именно по западному типу (откровенно расистскую и научно не обоснованную). Т.е. из очередной «новокультурной» работы торчат эти старые уши евроцентристских чаяний позднесоветской интеллигенции и её духовных наследников (духа русофобии) -  самопровозглашённого «креативного» класса (хотя это очень спорный термин, в чём их креация если их же основные идеи это - потребление и разрушение?).

Добавьте сюда афишу выставки с её явной адресацией к «чернодырности» советской истории и официальную гос. поддержку на федеральном и местном уровне (Минкульт РФ, местные Минкульты) и что же мы в итоге получаем? Мы получаем подрывающее народные русские цивилизационные и культурные коды псевдокультурное оружие внедряемое на государственном уровне!!! Т.е. не «Год культуры в России в 2014 году», а именно «Год культурной войны», ни больше, ни меньше. Войны с теми, кто искренне любит и не считает нашу историю и культуру «ошибкой».

Предвидя стандартные в таких случаях возражения, дескать, мы ретрограды и ничего в т.н. «новой» культуре не понимаем, я хочу заявить таким «творцам новой культуры» следующее: да, каждый имеет свободу самовыражения (в рамках законности, конечно), даже русофоб. Но почему это делается на государственном уровне и за государственный (т.е. в конце концов, за наш, граждан России) счёт?! Почему это нам именно навязывается, почему мнения граждан никто опять не спрашивает!? Находите себе частных инвесторов и выставляйтесь где хотите, но только именно за СВОЙ счёт!!! Хотя и в этом случае мы оставляем за собой наше конституционное право на гражданский протест и противодействие таким явлениям! А граждан (именно граждан!) и патриотов своей страны я призываю прямо заявлять своё возмущение по поводу ведущейся с нами, за наш же счёт (sic!), культурной войны. Только объединяясь и не молча, мы победим эту заразу!

Вот такая информация к размышлению.

Subscribe

  • Барин приехал!

    В Киеве у украинских властей радость – баскаки приехали! Делегация ревизоров из США приехала потрепать загривок и похлопать по плечу…

  • Ночная зрада и определённость

    Я так понял, что сегодня ночью в Вашингтоне произошла зрада... Байден сообщил что в личной беседе с Путиным разговаривал уважительно и назвал…

  • Украина: тяжёлая психиатрия как она есть

    С интересом можно наблюдать за информационной повесткой Украины после закрытия в этой стране в начале февраля трёх оппозиционных каналов. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments