Один из моих коротких постов (в ВК) о 100-летии белочешского мятежа в России, который стал причиной эскалации Гражданской войны, стал причиной бурных обсуждений. И для того чтобы расставить все точки над i, надо кое что пояснить.
1. После того как началась Первая мировая война, увы, террор стал нормой жизни для многих европейских народов. Человеческая жизнь за 4 года войны обесценилась. Только Россия на фронтах ежемесячно теряла 150 тыс. своих граждан (убитые, пленные, тяжело раненые). Жестокие убийства начались уже после буржуазной Февральской революции, и в том нет вины большевиков.
2. Гражданскую войну развязали противники Великой Октябрьской революции. Это клинический факт, который фиксировали сами представители белых.
3. Последние 30 лет из каждого утюга нам вещают о «кровавых большевиках», но чем больше мы узнаём реальных фактов, тем меньше приходится в это верить. Все расправы, которые приписывают большевикам СРАЗУ после революции, как правило на поверку являются актами самосуда (например убийство Духонина). Большевики наоборот, отпустили Краснова и других участников мятежа, временное правительство под «честное слово» (которое, кстати, было нарушено) – не воевать с Советской властью. Также гуманно они обходились с заговорщиками. Вот пример:
Октябрь 1917 г. В Петрограде известный правый деятель, создатель «Союза Михаила Архангела» В. М. Пуришкевич (скрывался в городе по поддельному паспорту на фамилию Евреинов) говорил участникам своей подпольной антисоветской группы «Русское собрание»: «Необходимо… ударить в тыл и уничтожать их беспощадно: вешать и расстреливать публично в пример другим. Надо начать со Смольного института и потом пройти по всем казармам и заводам, расстреливая солдат и рабочих массами»[55]….
В ноябре организация была раскрыта. Революционный трибунал, рассматривавший это дело, установил наличие связей заговорщиков с донским атаманом А. М. Калединым, закупку оружия, вербовку офицеров и юнкеров, планы вооруженного выступления в Петрограде. На суде в качестве обвиняемых проходила группа из 14 человек, в основном военных. Двое участников были освобождены по молодости лет (оба юнкера и участники восстания). В. М. Пуришкевич был приговорен к 4 годам условно с испытательным сроком в 1 год; троих участников на этих же условиях приговорили к 3 годам условных работ при тюрьме; остальные сроки были определены в пределах от 2 до 9 месяцев. Первомайская амнистия 1918 г. аннулировала оставшиеся тюремные сроки[56]. (Из книги Ильи Ратьковского «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917–1920 гг.)»)
https://bookz.ru/authors/il_a-rat_kovskii/hronika-_941/1-hronika-_941.html
4. Даже с эсерами, которые летом 1918 года практически воткнули нож в спину обошлись гуманно.
5. Красный террор был – это факт. Порою он был жесток и избыточен и нет никакого намерения оправдывать жестокость того времени. Есть желание понять, что происходило.
6. 100 лет назад, в конце мая 1918 года в результате мятежа белочехов произошла эскалация гражданского конфликта, который уже был и мог кончиться раньше с меньшими издержками. Потому мы должны помнить эту их «заслугу», а не памятники им ставить. Хотя и до мятежа белые «резвились» не по-детски. Вот пример:
31 декабря 1917 г. отряд калединского есаула В. М. Чернецова после ожесточенного боя (штурм начался еще 28 декабря) взял под контроль Ясиновский рудник на Донбассе. Во время боя женщины с детьми прятались в шурфе шахты № 7. Когда после прекращения огня женщины стали выходить из шахты, их уже поджидали казаки. В упор было расстреляно три женщины и пять маленьких детей, некоторых живыми сбросили в ствол шахты. Оставшихся в живых рабочих и австро-венгерских военнопленных (защищавших вместе с рабочими рудник) согнали на площадь перед церковью. Казаки схватили каждого четвертого и угнали в Липовую балку. На рассвете перед 1 января здесь было расстреляно 73 шахтера и 45 военнопленных – всего 118 человек[92]. (Из книги Ильи Ратьковского «Хроника белого террора в России. Репрессии и самосуды (1917–1920 гг.)»)
7. Увы, по оценкам современных учёных белый террор был более жестоким и кровопролитным, но не об этом надо говорить. Надо говорить о том, какие идеи несли участники конфликта. Красные говорили о человеческом братстве и социальной справедливости, а белые в «лучшем» случае начали бы строить в России олигархат (поливая его кровью, в буквальном смысле, трудового народа), либо восстановили бы сословное общество, в котором есть 1,5% «белых» людей и масса «черни», об которую бы они вытирали ноги. На самом деле белые бы просто раздали Россию целиком или частями в колонии западного капитала.
Об этом надо говорить!