bav_eot


До встречи в СССР!


Previous Entry Share Next Entry
История: 90 лет назад в густом лесу началось возведение Уралмашзавода
bav_eot
Уралмаш.jpg

Первую сосну на площадке будущего Уралмашзавода строители срубили 15 марта 1927 года
Завод, безусловно, является одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения в России. Его история насчитывает много славных вех - предприятие вложило огромный вклад в победу над фашизмом, способствовало экономическому становлению страны.

Строительство крупного завода тяжелого машиностроения на Урале было заложено в самые первые планы возведения новых заводов, о нем говорили еще в конце 1925 года. В апреле 1926 года Главное управление государственной металлической промышленности (Главметалл) Высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) отпустило финансирование на составление проекта Свердловского машиностроительного завода.

Первоначально для его размещения рассматривались Верх-Исетсткий металлургический завод, Нижний Тагил и даже Челябинск. Но в результате тщательных экономических расчетов строительная площадка была определена за северной окраиной Свердловска. Основным аргументом в пользу такого решения стали залежи торфа, который предполагалось использовать в качестве топлива. Для возведения завода тяжелого машиностроения и соцгорода был выделен участок земли 1748,8 гектара неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1, вблизи источников водоснабжения - озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда.

Проект в это время дорабатывался и был готов к 1 июня 1928 года, когда его вынесли на заседание Главметалла ВСНХ СССР. Проект был утвержден на этом заседании. Согласно ему, новый завод должен был состоять из трех основных производств: металлургического, то есть производства чугунного и стального литья; горячей обработки, то есть изготовления прессованных деталей, а также термической обработки металла; и холодной обработки, то есть механической обработки металла. В составе завода планировалось построить 9 основных цехов, 24 вспомогательных цеха, а также собственную электроотопительную и газогенераторную станции.

2 марта 1928 года Президиум Совета народного хозяйства создал строительную организацию - Уралмашинострой во главе с членом Центрального Исполнительного Комитета СССР, членом бюро Уральского обкома ВКП(б) Александром Петровичем Банниковым. Главным инженером строительства был назначен Владимир Федорович Фидлер.

Уралмаш строился в лесу, на старых фотографиях запечатлены деревенские мужики, обутые в лапти, в посконных рубахах, с топорами и лопатами. Именно благодаря их упорному труду всего за пять лет был построен один из крупнейших в мире заводов тяжелого машиностроения. Для ускорения темпов строительства завода, была объявлена специальная акция, проходившая под лозунгом «На штурм!». Тогда рабочие работали по 12-14 часов, чтобы до наступления холодов закончить все необходимые земляные работы.

Строительство Уралмаша велось необычным до тех пор способом: производственное оборудование монтировалось одновременно с возведением цеховых корпусов. Для монтажа оборудования, в виду отсутствия кранов, использовались традиционные катки и рычаги. Это позволило вводить основное производство в эксплуатацию в установленные правительством фантастические сроки. 15 июля 1928 года был заложен Уралмашзавод. Открытие завода состоялось 15 июля 1933 года, в 14-ю годовщину освобождения Урала от Колчака.

По мере возведения завода самостоятельно решался огромный ряд проблем, связанный с нуждами строительства. Одновременно с Уралмашем строится лесопильный, кирпичный завод, сооружаются каменоломни, осваивается добыча песка из песчаных карьеров, строятся питьевые и промышленные водопроводы, бурятся скважины, возводятся новые дома, магазины, столовые, создаются подсобные хозяйства. Таким образом, строился не завод, а целый город.

Уралмаш внес огромный вклад в индустрию бурно развивающейся страны. За восемь довоенных лет на УЗТМ было изготовлено оборудование для 18 доменных печей, 70 прессов, 170 дробилок и мельниц, 13 прокатных станов, 20 агломерационных машин, первые отечественные карьерные экскаваторы.

В годы Великой Отечественной войны Уралмашзавод выпустил 30 тысяч орудий полевой и танковой артиллерии, изготавливал бронекорпуса, а затем освоил и полный цикл производства танков и самоходок. В 1950-80-е годы блюмингами, прокатными станами, а затем машинами непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) с маркой «УЗТМ» оснащались все металлургические комбинаты СССР и стран Восточной Европы. 12 тысяч карьерных гусеничных и 250 шагающих экскаваторов использовались при открытой добыче полезных ископаемых на всей территории СССР. 14,5 тысячи буровых установок осваивали нефтяные и газовые месторождения.

Оригинал публикации: https://екатеринбург.рф/news/65161-istoriya-90-let-nazad-v-gustom-lesu-nachalos-vozvedenie-uralmashzavoda

Примечательно, что всё это публикуется на официальном сайте администрации Екатеринбурга. Но что не расскажут в мэрии. А не расскажут то, что с начала девяностых практически за семь лет произошёл 10-кратный спад производства. До развала СССР численность сотрудников занятых в производстве составляла порядка 37 тысяч рабочих, а теперь чуть более трёх тысяч. И я не уверен, что придётся ждать 90 лет, когда на месте завода «Уралмаш» вновь начнут расти сосны…
   
Объёмы производства на УЗТМ.jpg
 
Читайте по теме: Крах флагмана машиностроения: кто разваливает «Уралмашзавод»?


  • 1
и ведь ни слова в наших СМИ, ни слова! Козлы!!!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account