bav_eot


До встречи в СССР!


Previous Entry Share Next Entry
«Лучше хороший матерящийся человек, чем тихая воспитанная сволочь»
bav_eot
Раневская.jpg
 
Великая советская актриса Фаина Раневская говорила: «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи». Так она и жила: бескомпромиссная, ироничная, острая на язык, но главное, великая актриса — Фаина Раневская. Несомненно, за долгую жизнь она повидала и испытала немало: революции и войны, счастье и разочарование, радость и печаль. Свои мысли умела сжать до меткого афоризма. «Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким», — утверждала она и старалась не унывать.


Британская энциклопедия включила имя Фаины Раневской в десятку великих актеров 20-го столетия. «Королева второго плана» — так обычно писали о ней в прессе. Колоритная тапёрша с папироской во рту, вспыльчивая Ляля в «Подкидыше», экономка Маргарита Львовна в «Весне», туповатая мать в чеховской «Свадьбе», злая мачеха в сказке «Золушка» — десятки эпизодов, которые не забыть никогда.

А еще ее имя ассоциируется со множеством метких, остроумных, подчас нелицеприятных и даже грубоватых изречений. Крылатыми стали и реплики ее героинь. Чего стоят знаменитые «Муля, не нервируй меня!» или «Красота — это страшная сила!». Раневская принадлежала к поколению дореволюционной культуры, со всеми вытекающими отсюда последствиями — нетерпимостью к хамству, плебейской угодливости, вульгарности и грубости. Но при этом утверждала: «Лучше хороший матерящийся человек, чем тихая воспитанная сволочь».

Трудно поверить, но Фанни Фельдман — это настоящее имя актрисы — не приняли ни в одну театральную школу. Мэтрам она казалась уродливой, неуклюжей, громоздкой и, что всего удивительнее, бездарной. Однако Раневская доказала всем этим скептикам, что актриса она — от Бога. На сцене играла до 86 лет. Лишь за год до смерти ушла из театра, заметив с юмором, «надоело симулировать здоровье».

Мне посчастливилось увидеть ее в одном из последних, уже тогда ставших легендарными спектаклей на сцене театра «Моссовета» — главном театре ее жизни. В пьесе А. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» Раневская играла старую няньку Филицату. Двигалась по сцене с трудом, в голосе — старческая дрожь, глаза — полные слез и блестящие, живые, молодые. Казалось, что иногда она с усилием вспоминает свои реплики. Но это никому не было важно. Как никого не интересовали другие персонажи, актеры и сюжет. Главное было — попал на саму Раневскую!

Театром Фанни заболела в детстве, еще когда жила в родительском доме в Таганроге (там она и родилась 27 августа 1896 года). Ходила в театральную студию, а в 1915 году сбежала в Москву. Сдружилась с Цветаевой, познакомилась с Маяковским, влюбилась в Качалова — театральную звезду тех лет. Подписала свой первый актерский контракт — «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом» в керченской труппе мадам Лавровской. Тогда же появился и псевдоним Раневская. Сама актриса его происхождение приписывает одному актеру, сравнившему ее с героиней «Вишневого сада». «Порыв ветра вырвал у меня из рук купюры, — вспоминает Раневская прогулку с этим актером, — Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала: «Денег жаль, зато как красиво они улетают». «Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник, — только она могла так сказать!»

Немало театров сменила за долгую актерскую жизнь Фаина Раневская. Среди них были и провинциальные — в Феодосии, Ростове-на-Дону, Архангельске, Смоленске, Баку и Сталинграде, и столичные — Камерный театр (1931—1935), Центральный театр Красной Армии (1935—1939), Театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), Театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), Театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).

Семьи у актрисы не было. Жила одиноко. Единственный друг — пес Мальчик, которого она подобрала на улице. «Когда умру, — написала она перед кончиной, — похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения». А о своей жизни так: «Проплавала в унитазе стилем баттерфляй».

На ее надгробии на Донском кладбище в Москве этих слов нет, но есть фигурка её любимого Мальчика.

Подробности на ИА REGNUM: https://regnum.ru/news/cultura/2168827.html

П.С.: Поднятая тема, не только дань памяти великой советской актрисе, но и "тонкий намёк на толстые обстоятельства"


  • 1
Справедливости ради: "Красота - это страшная сила" - это строчка из стихотворения Семёна Надсона "Некрасивая девочка". Во времена Раневской "старая гвардия" этого поэта ещё помнила - он был настоящим властителем дум молодёжи начала 1880-х годов, а к моменту съёмок фильма "Весна" (где Раневская и цитирует сакраментальную строчку) Надсона уже начисто забыли. Вот так-то глория мунди и транзит.
Полностью стихотворение звучит так:
Бедный ребёнок, она некрасива!
То-то и в школе, и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна!
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила.
Не наделила одним - красотой.
Ах, красота - это страшная сила!..
Вот если знать, откуда у цитаты ноги растут,сценка из "Весны" наполняется совсем другим контекстом, правда?

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Редкий человек. Никогда не интересовался всерьёз, но когда встречу её новый афоризм - какое то ощущение просветления.

Артистка с постоянным переигрыванием. В основном играла, стараясь скрыть свою неправдивость. Гнетущее впечатление. Но Еврейское лобби наверняка поддерживало ее и ей подобных. Надо было выстраивать трамплин для остальных на будущее.

О Господи, и тут в комментариях жидобои отметились, Раневская им не угодила...

Неплохо бы для большей правдивости называть раневскую "великим еврейским артистом".
Почему так не говорят? Смешно чтоли становится?
Что ни еврей, так сразу "великий русский", а как назовёшь национальность, так сразу жидофобы. Евреи стесняются своей национальности?

Обратите внимание: сразу второй коммент: "Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. " - наверное очень много комментов и перепостов)) ??
Да просто лакмусовая бумажка "раневская" была прочитана как "срочно в топ".

Крайне интересная статья. Просто обчитаться.

Надо поставить эксперимент: начну писать небольшие статьи про "великих русских" , посмотрим как быстро в топ по своему региону выйду.)

Раневская не угодила. Да.
Заткните меня.

Владимира Самойловича знаю наизусть. Но назвать его великим русским пианистом не могу. Он выше любой национальности!

Ну так назови Пушкина эфиопским поэтом. Давай уж, не стесняйся, будь последователен.

Пушкин - великий русский поэт, автор современного русского языка в его лучшем виде.
Я не стесняюсь.
Но, Вы как знаток Еврейской обыденности, наверняка знаете об отказе ассимиляции с другими культурами. Так что какой культуре служил талант раневской? Какой культуре служил талант Михоэлса и Бабеля?
Вы просто общечеловеческий полностью обеззабоченный толерантный пипл.
Не думайте что я антисемит. Просто люблю честность.

Понятия не имею ни о какой "обыденности", не приписывай мне своих фантазий. Как я и думал, ты просто непоследовательный националист. О какой честности тебе после этого говорить?

Понятия не имею ни о какой "обыденности", не приписывай мне своих фантазий. Как я и думал, ты просто непоследовательный националист. О какой честности тебе после этого говорить?

Только, что Вы не имеете понятия - видно.
Прочитайте внимательно текст моего коммента. Оставьте попытки подловить меня на игре Пушкин / эфиоп. Окунитесь в мир еврейства.
Напишите 3 пункта что сделала раневская для русской культуры, чтобы называться русским артистом.
Не тыкайте.

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».

А мне запомнился только её голос в мультфильме о Карлсоне...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account